«Новые смыслы и идеи обязательно появятся, и это произойдет на Донбассе»

Частым гостем в республиках стал Вадим Самойлов — создатель «Агаты Кристи», композитор и идеолог уральского рока. «Афиша Новороссии» пообщалась с музыкантом.

Ты работал с Наутилусами, Пикником, Би-2. Создается ощущение, что сейчас русский рок стал более коммерческим, а что-то настоящее осталось там. В 90-х, в начале нулевых. Так ли это?

В определенной степени так и есть, потому что 90-е — пора новооткрытий. Очень много новых вещей появилось на постсоветском пространстве: либеральная экономика, индивидуалистическое восприятие, творческое самовыражение, личный рост. Мы как бы от коллективного муштреда в эту сторону ушли, потому время было пассионарное. А вот начиная с нулевых и к настоящему моменту цикл открытий как будто завершился. Нужно делать выводы и идти дальше. Новые смыслы и идеи обязательно появятся, и мне кажется, вероятней всего это произойдет на Донбассе. Здесь люди наиболее остро пережили кризис идеи, поэтому военные и поствоенные события возвращают  к первозданным вещам. Война настолько чистит, начинаешь понимать, что важно, а что второстепенно. И в этом смысле Донбасс может дать очень много вещей чистых от цивилизационной мишуры, от этого лишнего бурлеска. Я с надеждой смотрю на республику в сфере всех видов творчества. Нужно немного катализировать это, создать материальную базу здесь, чтоб кино снимать, например. Здесь будет бурный рост.

BYL2uFeout0

Однажды про каждую тру рок-группу говорят: она продалась. Про Юлю Чичерину недавно сказали какие-то деятели, что она предала рок, потому что поехала выступать перед мирными жителям Донбасса. Как прокомментируешь?

Считаю, что Юля – рок-музыкант, а какие-то деятели…  разве они нам диктуют клише? Музыкант — путь, а люди, которые пишут статьи – муравьи. Не думаю, что они могут решать, какими должны быть рок-музыканты. Я не обращаю внимания на такие заявления.

Раз мы встретились на презентации союза кинематографистов ДНР, то хочу спросить о Балабанове. Ты писал музыку для его фильма «Мне не больно». Один из величайших русских режиссеров, к сожалению, ныне покойный. Тот, кто однажды вернул нам, русским, наш смысл в кино. Расскажи о своем сотрудничестве с ним, о впечатлениях.

Мы с ним были знакомы еще по Екатеринбургу, он родом оттуда, мы находились в одной творческой среде, выросли в ней. Хоть он и немного постарше, я всегда чувствовал некую преемственность идеи его фильмов, некий резонанс с ними. С ним мне удалось поработать над двумя картинами, а первая к тому же была дебютной картиной Сережи Бодрова «Сестры», которую Балабанов внегласно  курировал. Мы втроем часто подолгу вместе сидели, обсуждали фильм, саундтрек. Работать с таким мастером это всегда большая честь, ответственность и творческая радость.

4TsWAblkNNE

Первый сделанный тобою клип — это Отходная легендарной Свердловской группы Урфин Джус. Тексты писал не менее легендарный поэт Илья Кормильцев, который потом сделал издательство Ультра.Культура и умер в нищете от рака, был сильно обижен на Россию, поносил ее всячески. Что это был за человек и что с ним случилось?

Это был сверх талантливый полиглот, знавший много языков, обладающий искрометной словесностью, очень добрый и хороший человек. То, что путь художника на постсоветском пространстве часто  заводит в такие дебри нон-конформизма, это, к сожалению, распространено. Почему это происходит? В постсоветской, постсоциалистической, построенной на коммерции России, путь художника очень сложен. У нас авторские проблемы не решены, деятели культуры не получают достаточно средств. Кормильцев, будучи автором многих песен Наутилуса, к сожалению, не получал  должного вознаграждения. Он просто сравнивал, как бы он жил, родившись в Англии и создавая песни для Cure или  Deep Purple. Это все откладывается в голове, а когда человек живет не очень богато, то соответственно он ищет причины своего положения во внешнем мире, что ведет к претензиям к системе. Де-факто, мы живем в эпохе, когда пушки разговаривают, а музы — молчат. Всему свое время, общество в России придет к пониманию важности культуры и к уважению желания человека заниматься творчеством. Все эти процессы нужно поощрять, особенно народной творчество, начиная с домов культуры. Именно там возникнут новые Шукшины.