Глава греческой общины: греки должны быть вне политики

У современных греков Приазовья богатая и непростая история. Их предки начали переселяться на юг России после окончания русско-турецкой войны в 1774 году. С тех пор приазовские греки пережили две мировые войны, распад империи и распад Советского Союза, но сохранили национальную идентичность. Сегодня судьба снова испытывает их на прочность. Линия фронта разделяет эллинов из разных населенных пунктов Донбасса и препятствует совместной работе по возрождению родной культуры. Но греки надеются, что их народ останется единым.

Греческий этнос не просто сохранился на Донбассе, но и остался одним из наиболее многочисленных. Как удалось грекам (третьей по численности этнической группе Донецкой области) сберечь национальные традиции вдали от исторической родины? Елена Георгиевна Продан, председатель Донецкого общества греков имени Ф. Стамбулжи, уверена: выпавшие на долю греческого народа испытания и дали ему возможность развиваться.

гож

Расскажите об истории греков на Донбассе

В нашей истории были разные периоды. На разных этапах греки претерпевали разное отношение к себе. При Екатерине II создавались благоприятные условия: императрица предоставляла грекам-переселенцам льготы и привилегии. Её политика сегодня трактуется по-разному. Некоторые пишут, что это была депортация. Более ранние источники говорят, что это, напротив, было спасение греческого народа от притеснения мусульман. Мы думаем, что Екатерина пыталась решить обе задачи: и защитить интересы Российской империи, и спасти народ. В самом деле, мусульмане не давали развивать нашу культуру и язык, а в первую очередь — православную веру.

После образования СССР культура приазовских греков развивалась интенсивно. Они обзавелись собственными школами, театрами, газетами. Плодотворно работали деятели культуры. В Приазовье фактически существовала греческая автономия. Но в роковом 1937-ом году ей был положен конец. В числе 15-и малых народов, против которых советское руководство организовало репрессии, оказались и греки. Ссылки, аресты, суды… За 3 дня решалась судьба человека, и он исчезал бесследно. И только в 60-е годы начали подниматься документы по делам репрессированных греков.

Я очень много материалов видела. Пострадали как обычные люди, так и цвет греческой интеллигенции. И этот страх засел на долгие годы в умах и сердцах греков. Только к концу 80-х годов, когда началось активное развитие национальных, религиозных направлений, стали появляться греческие общества. Мы официально зарегистрировались в сентября 1990 года.

го1

Кем была создана греческая община?

За 25 лет существования Донецкого общества греков о нем узнали не только в Украине, но и на всем постсоветском пространстве. Во многом благодаря его основателю и первому руководителю — Федору Стамбулжи. Вместе с единомышленниками он попытался восстановить историческую справедливость: вернуть этносу его культуру, а главное — язык. Поскольку долгое время греки Приазовья жили разобщенно, язык сохранился только в устной форме.

Прошло столько времени, как грекам Донбасса удалось сохранить язык?

Его сохранил народ. У нас были литераторы, которые, к сожалению, писали свои произведения кириллицей, потому что не знали греческого алфавита. Язык запрещали в школах. От детей требовали знания русского и украинского, поэтому на диалектах говорить не разрешалось. Но благодаря компактному проживанию именно в сельских районах два диалектных направления сохранились. Раньше они назывались греко-татарский и греко-эллинский, сейчас — румейский и урумский. У нас есть села, в которых говорят на румейском, и села, в которых говорят на урумском. Но это грекам совершенно не мешает общаться, развивать свою культуру. Нас объединяет православие.

го3

А эти диалекты сильно отличаются от современного греческого языка?

Конечно. Урумский вообще относится к тюркской группе языков. От новогреческого он отличается кардинально. Румейский больше похож скорее на древнегреческий. Выходцы из наших сел, носители румейского диалекта, уезжали в Грецию и быстро там осваивались. На уровне быта многое сохранилось. Но дальше бытового уровня румейский язык развития не получил.

Хранители эллинской культуры Приазовья — выходцы из сел. Но даже в селах уже не говорят на румейском и урумском диалектах, мало знают о своих традициях. Поэтому главная задача организации — восстановить связь поколений, воспитать в людях национальное самосознание. Принимая новых членов, в обществе интересуются, знает ли человек свои корни. Если не знает — ему помогают узнать, предоставляют большое количество литературы, изданной в последнее время.

Как продолжилась жизнь общины с началом войны на Донбассе?

После начала боевых действий некоторым грекам пришлось покинуть родные края. Особенно тяжелая ситуация сложилась в сельской местности. Некоторые села, в которых компактно проживали греки, оказались разрушены до основания. Например, село Новая Ласка. Люди там больше не живут… Хорошо, что в это нелегкое время наши братья из России не оставили нас в беде! Это греки Москвы, Краснодарского края, Ростова, Новороссийска и других городов. Они передавали финансовую помощь и медикаменты, которые распространялись по всей территории ДНР. Конечно, для нас это была существенная помощь. Я бы сказала, жизненно важная. В этот период ни от Украины, ни от Греции мы поддержки не получали.

го4

То есть, Греция на происходящее никак не отреагировала?

Греция отреагировала. Но центром эллинизма в Украине всегда был Мариуполь. Поэтому вся помощь поступала туда и распространялась среди населенных пунктов по ту сторону фронта. А мы ничего получить не могли. Была попытка провезти какое-то количество лекарств, но на блок-постах не пустили. Поймите, ведь официально Греция и не может оказывать нам помощь. Хотя есть отдельные сочувствующие нам лица и организации. И мы знаем, что поступала гуманитарная помощь от частных фондов Греции и Кипра. Но не обществу греков, а населению ДНР в целом.

До начала боевых действий возрождение эллинизма на Донбассе зависело, прежде всего, от помощи из Греции. Донецкое общество имени Стамбулжи начинало свою деятельность с нуля: не было ни учебников, ни учителей, ни национальных костюмов. Большое количество учебников и пособий получили именно из Греции. Многие греческие университеты начали работать на диаспору. Для разных регионов были запущены программы, для них печатались отдельные учебники. Греция помогала готовить учителей, организовывала семинары, присылала своих специалистов.

Как же теперь будут складываться отношения с Грецией?

Чтобы вы понимали, все греческие диаспоры поделены на периферии. Есть периферия Австралии, Европы, Америки, и есть периферия стран бывшего СССР. Возглавляет её Саввиди Иван Игнатьевич. Очень известный и уважаемый человек. Он и нам помогал. Им были предложены программы для выезда в Грецию греков Донбасса во время активных боевых действий. Программы финансирования были разделены. Греков ДНР взял на себя Саввиди и его благотворительный фонд, а с украинской стороны финансировало правительство Греции. Таким образом, более 300 человек со всего Приазовья выехали на территорию Греции на срок от двух недель до 20 дней. Есть группа пенсионеров, отдохнувших в Анапе при финансовой поддержке фонда Саввиди. Это была серьезная помощь. В ситуации, когда Греция оказалась бессильна, о нас позаботилась Россия.

Входите ли вы в состав Федерации греческих обществ Украины?

Из этой организации мы не вышли и пока что выходить не собираемся. Наша позиция такова: греки должны быть вне политики. Ведь люди разные, мнения могут разниться. Поэтому щепетильные политические вопросы лучше обходить стороной. Надеемся, что на той стороне все общества греков тоже так считают. Мы должны оставаться одним народом. Но совместная работа сейчас практически сведена к нулю. Даже последний фестиваль «Мега Юрты» (это самый большой фестиваль греков Приазовья, который проводится раз в 2 года) прошел без нас.

Впрочем, Федерация греческих обществ Украины — не единственная организация, в которую входит Донецкое общество греков. Сегодня оно является полноправным членом Совета национальностей ДНР. Подобные советы существовали и до войны — на городском и на областном уровнях. После всех изменений Донецкое общество греков стало подчиняться министерствам, а не городскому управлению. Теперь оно налаживает связи с Министерством культуры, Министерством образования, Министерством иностранных дел. Но в ДНР нет закона о национальных организациях, как и об общественных, поэтому ситуация не совсем понятная. К тому же, Совет национальностей был создан при Министерстве культуры. При МИД создан другой Совет национальностей. Таким образом, национальные общины республики «поделены» между двумя центрами.

го2

МИД нам предложил такую инициативу: создание Дома дружбы, — рассказывает Елена Георгиевна. — МИД находится на 15 этаже, а нам предлагают офисы на 13 этаже. Каждая организация может его оформить в своем национальном стиле. Чтобы было место, которое объединяет национальности, проживающие в ДНР.

Расскажите о наших соотечественниках-греках, которыми вы гордитесь

Оказывается, что таких людей немало. Греческая диаспора гордится своими учеными, врачами, писателями. Среди них — основатель греческой литературы Приазовья Георгий Костоправ; поэт, писатель, переводчик Донат Патрича; ученый-физик Георгий Левченко. А самый почитаемый святой — митрополит Игнатий Мариупольский. Он был предводителем и организатором массового выхода греков из Крыма в Приазовье.

Какие праздники отмечают приазовские греки?

В первую очередь, национальные праздники Греции: День независимости и День Охи. «Охи» в переводе с греческого означает «нет». Праздник Нет. Его отмечают в память об отклонении ультиматума, который Италия поставила грекам в 1940-ом году. Согласно ультиматуму, итальянские войска должны были войти на территорию Греции. Наш премьер-министр и весь народ сказали Муссолини дружное «нет». Также празднуем Панаиры — большое торжество, посвященное святому покровителю села. Разумеется, отмечаем главные православные праздники и День Победы. Как и для всего Донбасса, для приазовских греков 9 мая — день особенный. И разночтений здесь быть не может. Греки доблестно сражались в рядах Красной Армии, дошли до Берлина. Большинство партизан на территории Крыма принадлежали к греческой диаспоре. Но их судьба после репрессий 1937-1938 годов складывалась непросто. Поначалу греков сочли неблагонадежными и в армию вообще не призывали. Начали призывать только в разгар боев с нацистской Германией и сразу отправляли на передовую. Очень памятное для нас место — река Молочная под Мелитополем (Запорожская область). Там было кровавое месиво. Почти все греки, участвовавшие в тех боях, погибли. Остались единицы. Раньше донецкие греки выезжали на реку Молочную, чтобы почтить память своих героев. Но теперь сделать это проблематично. Да и не до поездок сейчас. Но Елена Георгиевна Продан, как и все приазовские греки, надеется, что сегодняшняя линия фронта не станет окончательной границей. Ведь не может разделиться единый народ, пережив столько бед и исторических испытаний. А из жерла войны он выйдет еще более сильным и сплоченным. Как это было раньше.

 

Алексей Ильяшевич