Спiчкi: кусочек Ирландии в Донецке

Республика пестрит разнообразными музыкальными коллективами. «Спічкі» — один из них и один из лучших. «Афиша Новороссии» пообщалась с фронтменом группы Эдом Покровым.

Почему «Спічкі»?

Я отвечал на этот вопрос уже, наверное, десятки раз. Первый раз это название пришло ко мне лет 15 назад. Просто так было принято в городе, что, начиная с 1998 года, мои дни рождения отмечались большими рок-концертами. А на рок-сцене я вообще с 1993 года. И вот мои 33 года мы решили отметить рок-концертом. Была тогда такая организация «Рок-посольство» — там и сделали. И традиция как-то продолжалась. Но в один год не было возможности сделать большой концерт. Я решил сделать маленький, почти семейный, под него пригласил двух гитаристов и это трио решил назвать «Спічкі». Почему – не знаю. Я абсолютно не контролирую приход своих песен, сказок, рассказов – они просто приходят, и я их знаю… Вот и тогда пришло такое название. И только потом, когда появилась полноценная группа (а это произошло почти 8 лет назад), я понял смысл этого слова. Спички, казалось бы, пустяковая, копеечная вещь. Раньше в советские времена она стоила 1 копейку. Но с ее помощью можно либо костер разжечь, всех согреть, создать какую-то интимную, душевную и теплую атмосферу, либо вообще устроить пожар. Группа после многих перетрубаций сложилась у нас интересная. Мы почти семья, у нас добрые отношения, поэтому я всегда на концертах представляю всех как братьев, сестру. А я вот старейшина – и по возрасту, и как все-таки лидер группы. Лиза у нас скрипачка, преподает в школе искусств, волынщик Богдан работает в одном ДК ЛНР, Вадим — наш гитарист – работает в Донецком городском молодежном центре, который восстановлен и продолжает работать, Роман работает звукорежиссером на радио “Новороссия-Рокс”, на котором работаю и я. А до этого я 20 лет проработал в пишущей журналистике. Без ложной скромности скажу, что считался лучшим интервьюером в городе в свое время, а журнал «Телегид» был самым рейтинговым изданием не только в Донбассе, но и по многим показателям во всей Украине. Как-то так.

А как другие участники в группе оказались?

Это было очень сложно. 8 лет назад ко мне подошел молодой человек, известный на тот момент гитарист в Донецке, и сказал: «Эд, я хочу играть твои песни!». Я говорю: «Давай попробуем!». Пригласили еще одного гитариста из очень известной горловской группы «ЛихоЛесье». Сейчас это известнейший шикарнейший композитор, саунд-продюсер, поэт Антон Бессонов с артистическим псевдонимом «Тим Талер». Мы были втроем, и это все затевалось просто ради прикола. А потом, когда все росло, развивалось, приходили и уходили люди, кого-то, к сожалению, губил алкоголь, кого-то – наркотики, все рок-звезды через это прошли, и наша группа — не исключение… И вот потом это всё плавненько как-то собиралось и в итоге дошло до того, что мы в Луганске играли 2 недели назад концерт, а там объявился бывший наш донецкий (надеюсь, в будущем тоже донецкий) шикарнейший волынщик, в прошлом лидер группы «Барабанда» Богдан Ковалев. Мы стихийно сыграли вместе с ним концерт в Луганске, и вот сегодня он впервые приехал к нам на репетицию, стал полноправным адептом секты, потому что мы не группа, а секта почитателей святой Бухильды Брагодатной. Конечно, говоря все вышесказанное, я рассчитываю на ваше чувство юмора…

сп1

А вот об этом подробнее!

Бухильда Брагодатная когда-то пришла ко мне ночью и сказала: «Ты остался единственный, кто обо мне помнит. Создай секту, которая почитала и прославляла бы меня». Я это сделал, и в результате такая секта создалась и сейчас она разрастается. Появились адепты и в России среди байкеров. Мы поедем туда еще раз в июне нести учение святой Бухильды Брагодатной, а в июле поедем на большой фестиваль в Истру, куда нас пригласили, и учение Бухильды таким образом будет развиваться и расширяться.

И какие заповеди у нее?

А вот этого она не сказала. То есть все, наверное, придется нести мне как старейшине нашей секты. Я еще до этого не дошел. У меня проблема в том, что я не умею думать — мне религия запрещает – поэтому все происходит стихийно.

Как прошел концерт в Луганске?

Физически — холодно. Эмоционально – очень жарко! Мы ехали туда в неотапливаемом автобусе, замерзли все вдребезги. Зал был тоже достаточно прохладный. Людей было около 60 человек. Я вообще босиком всегда выступаю, поэтому мне нашли какой-то поролоновый коврик, что-то как-то сделали. Клуб был на окраине, поэтому, когда приехали назад – замерзли еще больше, как-то себя взбодрили и согрели. Гитарист вспомнил, что в луганском музее есть выставка оригиналов Рембрандта, и он нас в воскресенье заставлял туда идти и смотреть после концерта. Мы его успокоили, объяснили, что Рембрандт подождет, никуда не денется. Уговорили. Рембрандт ждет. Назад мы ехали в том же самом неотапливаемом автобусе. Но концерт был шикарный, публика была роскошная, и нас опять зовут туда, потому сейчас идет наработка будущего концерта.

сп3

А какие песни сейчас в основном исполняете?

У нас более 30 песен, из них треть – это народные ирландские песни и мелодии, так называемые трады (от слова traditional, то есть, народный). Есть также шотландские, есть одна знаменитая бретонская песня, которую почему-то многие считают маршем LuftWaffe. Есть немало знаменитых ирландских хитов, которые я, так уж получилось, первым правильно перевел на русский. Остальные две трети – это мои авторские песни. Думаю, что благодаря появлению Богдана традиционных песен, будет гораздо больше. Но есть и немало своих, которые тоже хотелось сделать с группой. Пока показываю их публике только на редких сольниках – пусть подождут.

А какая связь с Ирландией?

Вы знаете, вот здесь очень странная ситуация. Как раз сегодня об этом думал. 11 лет назад я познакомился с одним парнем питерским в интернете, который оказался, как я позже выяснил, одним из главных пропагандистов в России ирландской музыки, танцевальной культуры, у него редчайшие записи, которыми он делится даже с самими ирландцами. Он меня на это дело подсадил: приехал в Донецк в гости и привез мне огромную пачку дисков с аудио и видео и, когда я это все посмотрел и послушал, вдруг подумал, почему же не знал этого раньше. И собственные песни стали появляться в этом же ключе. А у меня, как уже сказал раньше, создание песен – абсолютно неконтролируемый процесс, он как-то мимо меня идет, я только потом понимаю, что я сделал. Позже пошли собственные песни, потом появилась группа. До появления группы захотелось подурачиться, и я сделал первый в Донецке день Святого Патрика. Это, кстати, было ровно 10 лет назад. В этом году будет юбилейный день Святого Патрика здесь. Потом стали в других заведениях праздновать этот день, устраивать какие-то ирландские вечеринки, появились две студии ирландского танца, сейчас появился ирландский батальон танцовщиц-смертниц Святого Патрика. Я дэнсеров приглашал на концерты, потом их стали приглашать на вечеринки, концерты, даже какие-то официальные праздники городские. Вот так все началось с того толчка, который произошел 11 лет назад.

Какие еще есть праздники, которые отмечаете?

Дат на самом деле куча – интернет подскажет. Есть Самайн, празднующийся в ночь на 1 ноября – кельтский Новый год, из которого позже появился Хэллоуин. И, собственно, все атрибуты Хэллоуина: Джек-фонарщик, тыква – это все на самом деле ирландские вещи. Просто в 19 веке произошла такая ситуация, когда была массовая миграция ирландцев в Америку. Историки говорят, что всю американскую цивилизацию на верхах создали масоны, а на низах – переселенцы из Ирландии. Фильм «Банды Нью-Йорка» как раз об этом. Первые поселения, которые превратились в ранчо, первые жесткие и самые страшные банды – все они были ирландские. Стиль блюз, рок-н-ролл произошли на основе ирландской фолковой музыки, которая превратилась потом в кантри. Все западные музыканты знают, что кантри – это просто адаптированный ирландский фольклор. Но блюз тоже имеет ирландские корни, только почему-то у нас мало кто об этом знает, в отличие от западных музыкантов (мне, к слову, эту историю рассказал музыкант бретонской группы RedCardell). Когда первые переселенцы-ирландцы, которые там были изгоями, сдружились с такими же изгоями — беглыми рабами-неграми, показали им свои народные песни, негры сместили немножечко гармонию (те самые три аккорда, которые у нас называются блатными, а на самом деле это джазовая аппликатура), добавили своей негритянской тоски, и так появился блюз. Послушайте исконный, самый ранний блюз – ну все же слышно! А когда он скрестился с кантри, плюс добавились госпелы и еще кое-какие моменты, появился стиль рок-н-ролл.

А почему на ваш взгляд недооценивают роль Ирландии в формировании мировой культуры?

Я не знаю, меня это мало касается. Мировая культура существует где-то там, а мы существуем здесь. Мы ведь, если разобраться, даже чуть-чуть бескультурье – панки же…

Как в связи с последними событиями, на ваш взгляд, реформировалось музыкальное движение в Донецке? Да уж реформировалось… Причем невзирая ни на что и вопреки! Вот пример: позапрошлый год, сентябрь, Донецк очень мощно тогда обстреляли, это было в 6 или 7 утра, а в 10 утра мы уже делали фестиваль «Рок-кузня» в Парке кованых фигур, приобщенный к фестивалю кузнечного мастерства… Сейчас, конечно же, уже что-то начинает шевелиться. Работает «Gung’Ю’бazz Bar», арт-центр «Катушка». В конце месяца, я думаю, бывший арт-директор знаменитого «Орешка» откроет новую площадку в том же здании. Я там тоже буду выступать на открытии с акустическим сеттом. 20 февраля также играю свой сольный концерт в Gung’Ю’бazz «Другой Эд Покров». Что-то продвигается, что-то движется, возвращаются музыканты. Вернулась пара-тройка шикарных групп, которые до войны начинали звучать, появились новые группы, что меня очень радует, потому что я стараюсь их продвигать у себя на радио «Новороссия Rocks». В конце марта прошлого года меня пригласили его развивать, я пригласил нашего гитариста, который там теперь звукорежиссер, человек с большим опытом. Я там автор и ведущий программ. Ну а еще в прошлом году в апреле был фестиваль «Новороссия Rocks», где Вадик Самойлов был, Юля Чичерина, Иван Демьян в «Chikago». Тоже во многом моя работа.

сп2

Периодически слушаем радио и там на ротации песни зарубежных исполнителей. Можно это воспроизводить, всё легально?

Я в это не влезаю, потому что мое дело – вести авторские программы. Скажу более того: многие российские рокеры присылают нам свои новинки для эфира, нам пишут из других городов, из России, что мы едва ли не самое популярное интернетное рок-радио во всем русскоязычном сегменте интернета. Нас слушают от Ямала до Ростова и Чечни, от Дальнего Востока и до Калининграда. В Южно-Сахалинске вообще воруют из интернета и ставят в fm-эфир. Знаю, что представители одного известного киевского рок-радио возмущаются фактом нашего существования — дескать, мы у них хлеб отбираем. Ну а кто виноват? Мы просто лучше по начинке и контенту! Наши два звукорежиссера каждый день следят за новинками и, если такие появляются, как-то связываются с музыкантами и эта новинка уже в этот день у нас в эфире.

 

Какие планы на будущее?

Планов навалом. Во-первых, в этом году день Святого Патрика 17 марта, но он попал на четверг, хотя его можно отмечать за неделю до и неделю после. Мы, скорее всего, будем отмечать его 19 марта. Место буквально за следующие пару-тройку дней уже узнаем. В апреле день рождения группы. Я его назвал Днем Ирландского Космонавта, поскольку презентовал группу 13 апреля, а мой день рождения 10-го. И мы там сразу отметим кучу наших дней рождения – в группе-то четыре Овна. Потом нас пригласили на очень большой благотворительный фестиваль в поддержку детей, больных раком, в Алчевск, где будем почетными гостями с Юлей Чичериной. Мы там играли 10 мая прошлого года на большом рок-фесте. Еще один концерт в Луганске очень просят тамошние ребята, потому что в прошлый раз был сильный мороз и не все смогли приехать. Май пока под вопросом. 11 июня у нас очень большой байк-фестиваль в России «Конфедероссия» под Ростовом – один из самых крупнейших и интересных байк-фестов в России, он театрализованный. Последний был посвящен битве войск юга и севера в американской гражданской войне, там были конфедераты, индейцы, ковбои… Мы готовим для них специальную программу, поскольку этот фестиваль будет посвящен какой-то бешеной смеси между «Неуловимыми мстителями», «Белым солнцем пустыни», Одессой, махновщиной – веселые они ребята. В общем, готовят там что-то бешеное, шьют костюмы. Поэтому будем делать программу из одесских песен, белогвардейских, донских танцевальных и строевых песен, ну и вечером наша традиционная ирландская программа. В июле нас пригласили на очень большой рок-фестиваль в Истру. Ну и, конечно, будем потихонечку вводить волынщика в программу, хотя сегодня он уже ввелся хорошо и накидал кучу идей. Еще, конечно же, запись альбома. Пока выпустили только первый сингл – это очень старая моя песня, ей лет 20, «На ладони у Бога». Когда-то она пережила несколько аранжировок, вышла в моем сольном альбоме. В начале 2000-х я ею рвал знаменитое арт-кафе «Богема» в Коктебеле. Это было интересное место до того момента, как перебралось на набережную и стало пафосным. Там Борис Борисович Гребенщиков выступал, покойный Хвост, там я познакомился с Сашей О’Карповым – знаменитый был человек, который продвигал ирландскую культуру в Москве, создал там первую школу, но, к сожалению, погиб на «Норд-Осте». Я туда вытаскивал, наверное, самого знаменитого российского растамана и лидера регги-группы “Джа Дивижн” Герберта Моралеса. Была замечательная история, когда мы выяснили, что он катается с растаманами на велосипедах и, когда проезжал через Коктебель, мы его «за хвост» в “Богему”. Немножечко, естественно, напоили. Ну куда ж? С велосипеда человек. А в зале в это время сидели поклонники высокой поэзии, Волошина, которые очень долго со скрипом терпели его растаманские песни. Тут он не выдержал и сказал: «Ребята, как меня задолбало свое творчество. Давайте я вам спою Вертинского?». Ценители тонкой поэзии встрепенулись, услышав такое имя! А Гера своим очень характерным растаманским голосом стал петь песню «Кокаинеточка» Вертинского. Это для всех был, конечно, шок. Было и такое.

Есть в планах сделать рок-фестиваль на несколько дней в Донецке?

На несколько дней не получится, потому что это большие финансовые затраты. А просто рок-фестиваль – я не хочу сглазить, поэтому ничего говорить не буду. Но сюда на день рождения нашей группы хочет приехать стая байкеров с «Кофедероссии» из России. Будем считать, что это намек.